Строительство дорог и вертикальная планировка территорий
Это необходимо не только в целях уменьшения объема земляных работ (ненужных срезок земли или, наоборот, устройства насыпей), но и по ландшафтным соображениям.
Дорога, направление которой плохо согласовано с особенностями топографии местности, всегда производит неблагоприятное эстетическое впечатление. Так, при наличии на территории проектируемого сада спокойного с плавным падением рельефа, зрительное восприятие окружающего ландшафта может быть испорчено неудачной трассировкой дороги.
Последняя будет или возвышаться в виде насыпи над естественной поверхностью местности, или проходить в выемке. И в первом, и во втором случае не будет достигнут должный паркостроительный эффект. И, наоборот, хорошо найденное направление дороги всегда будет иметь положительный паркостроительный эффект. Умело проложенная дорога с красивыми плавными поворотами, согласованными с рельефом местности, является необходимым дополнением к общему пейзажу сада. Конечно, при наличии на территории проектируемого сада сильно выраженного рельефа местности, имеющего большие перепады, сооружение дорог без производства земляных работ подчас становится невозможным.
При необходимости, устройства дорог, идущих вдоль склона, потребуется создание земляных насыпей или значительных откосов. При этом поперечный профиль полотна дороги может иметь общий наклон в направлении основного склона местности. Этот наклон, однако, не должен превышать 0.10 на каждый метр ширины для магистральных и транспортных дорог и 0.15 - для пешеходных дорог. Если склон местности очень крутой, требуется проведение больших земляных работ. Иногда в этих случаях с нагорной стороны делается земляная насыпь, закрепляемая подпорной стенкой из камня сухой кладки, причем соединение земляных насыпей должно быть увязано с общим рельефом склона.
Для обеспечения поперечного стока атмосферной воды полотно дороги необходимо устраивать так, чтобы его средняя часть, имеющая в поперечном сечении криволинейное очертание, была бы несколько занижена против поверхности пересеченного дорогой участка сада.
В зависимости от назначения и характера использования парковых дорог последние имеют различные поперечный профиль и вид покрытия. Покрытие основных пешеходных дорог (магистральных аллей) в ботанических садах, как и в обычных парках, может быть чрезвычайно разнообразным: кирпичные (клинкерные) дороги на бетонном и песчаном основании, дороги из плит на бетонном основании, щебеночные и гравийные, асфальтобетонные, иногда из плитняка правильной и неправильной формы.
Самым распространенным типом садово-парковых дорожек являются наиболее экономичные и простые по своему устройству набивные щебеночные, единственный недостаток которых - необходимость просушки их весной и осенью.
В садово-парковом строительстве значительное распространение получили асфальтированные дороги. Подобного типа дороги, имеющие жесткое покрытие, в ботанических садах можно предусматривать лишь в единичных случаях - на транспортных магистралях, в местах наибольшего скопления людских потоков и около хозяйственных соружений сада (котельная, гаражи и т д.). Устройство асфальтированных дорог в ботанических садах не может быть рекомендовано не только по экономическим, но и по эстетическим соображениям: черная, мрачная по цвету полоса асфальта всегда плохо сочетается с яркими красками цветочных картин, голубого неба и зеленью газонов. С этой точки зрения при выборе типа дорожного покрытия в наших ботанических садах желательно отдавать предпочтение парковым дорогам, имеющим легкое песчаное или гравийное покрытие, прекрасно гармонирующим с общим колоритом садово-парко-вого ландшафта.
Набивные щебеночные дорожки могут быть устроены на естественном и искусственном основании, в зависимости от грунтовых условий местности. При устройстве искусственного основания непригодный для этого грунт выбирается на глубину 20-30 см и заменяется строительным мусором, гарью и пр.
Для устройства дорожек делается корыто на всю их ширину. Глубина его зависит от конструкции самого покрытия дорожки (10-15 см). Основание дна корыта профилируется как в продольном направлении, так и поперечном, в соответствии с данными проекта. На подготовленное и укатанное основание дорожки насыпается слой кирпичного щебня толщиной в 15 см. По укатанному слою щебня укладывается второй слой высевок из строительного мусора толщиной в 5-6 см, состоящих из кирпичной пыли и крошки. Сверху дорожка покрывается еще слоем песка в 0.5 см. Кроме щебенки, для устройства набивных дорожек употребляются также шлаки, камень и железная окалина. В некоторых случаях — при наличии хорошо дренирующих каменистых и песчаных грунтов и на участках с малой посещаемостью — делаются щебеночные дорожки более упрощенного типа с нижним щебеночным слоем толщиной всего в 5—6 см. При такой, конструкции покрытия толщина его будет соответственно равна 7.5—8 см.
Грунтовые дорожки могут устраиваться в местах, имеющих второстепенное значение, малопосещаемых и расположенных в периферийных частях ботанического сада, а также на некоторых экспозиционных участках, где планировка меняется каждый год. Для таких дорожек корыто устраивается глубиной в 3—5 см.
При устройстве дорожек, имеющих мягкое покрытие — грунтовых и набивных на щебеночном основании — по обеим сторонам корыта дороги устраиваются бровки шириной в 40—50 см из тщательно утрамбованной насыпной растительной земли. Эти бровки, являясь необходимым элементом профиля дороги, не дают расползаться: дорожному покрытию.
Устройство поперечных и продольных профилей дорог ботанического сада должно находится в полном соответствии с окружающим ландшафтом. По возможности необходимо избегать насыпей и срезок земли (за исключением заболоченных участков).