Укладка опасных грузов в грузовых помещениях на палубе судов
В грузовых помещениях судна опасные грузы рекомендуется укладывать в местах, наиболее доступных для подхода к грузу (в люковых пространствах твиндеков и трюмов; местах, непосредственно прилегающих к лазам). Все опасные грузы, выделяющие взрывчатые, легковоспламеняющиеся, ядовитые и коррозионные газы или пары, грузят в газонепроницаемые помещения, обеспеченные автономной интенсивной вентиляцией.
Там, где нет особых указаний, опасные грузы укладывают плотными штабелями с соответствующей сепарацией. Не допускается разделение партии опасного груза хотя бы и в одном грузовом помещении. Высота штабелирования и возможность укладки сверху другого груза определяются, исходя из свойств груза и рода упаковки.
На палубе опасные грузы перевозят только в тех случаях, когда требуется постоянное наблюдение за грузом или имеется существенная опасность образования смесей взрывчатых газов, очень ядовитых паров. Груз размещают на палубе по усмотрению капитана. Он не может быть помещен на палубу без письменного согласия отправителя.
Опасные грузы не должны занимать более половины площади палубы. Обязательно оставляют свободные проходы к средствам пожаротушения, а также к палубным устройствам и механизмам. Ширина этих проходов должна быть не менее 1 м, а размер свободной площадки рабочего места у механизмов и устройств — не менее 1X1 м. Огнеопасные грузы укладывают на расстоянии не менее 7,5 м от спасательных шлюпок.
При креплении опасного груза в трюме и на палубе судна следует действовать с большой осторожностью, не допуская толчков, ударов и давления на тару. Необходимо пользоваться инструментами (медными, латунными и т. п.), не дающими при работе искр.
Условия укладки и перевозки взрывчатых грузов на морских судах в. зависимости от их степени транспортной опасности разделяют на четыре категории: обычная, магазинная (типы: А, В, С), для пиротехнических средств и специальная.
Обычная укладка (категории I) применяется при перевозке ВВ с наименьшей транспортной опасностью (подкласс 1.4). Если ВВ этого подкласса перевозят без использования деревянных поддонов, то их обязательно следует укладывать на подкладки из досок так, чтобы грузовые места не касались палубы.
При магазинной укладке (категории И) взрывчатые вещества подклассов 1.1, 1.2, 1.3 укладывают в магазинах. Магазин должен надежно защищать упаковки с ВВ от соприкосновения с корпусом судна. Все металлические детали корпуса или оборудования судна (пиллерсы, стрингеры, трубы и т. д.) обшивают деревянными досками толщиной не менее 20 мм.
При укладке пиротехнических В В (укладка категории III) необходимо соблюдать следующие условия: на эти ВВ нельзя укладывать какие-либо другие грузы, в помещении с такими ВВ нельзя укладывать другие ВВ, кроме относящихся к подклассу 1.4.
Специальная укладка (категории IV) предусматривает размещение ВВ на расстоянии не менее 2,5 м от бортов оудна независимо от того, находятся они в магазине или нет.
Баллоны с газами укладывают горизонтально вентилями в одну сторону так, чтобы они не соприкасались с металлическими палубами, бортами и другими конструктивными элементами корпуса судна. Для этого используют подкладки и прокладки из досок и брусьев. Баллоны каждого следующего ряда укладывают в промежутках между баллонами нижнего ряда. Применение в качестве прокладок горючих материалов — сена, соломы. Магазином называют изолированное, защищенное от внешних воздействий помещение или выгородку в нем, предназначенные для защиты взрывчатых веществ от повреждения во время погрузки, перевозки и выгрузки и для предотвращения доступа посторонних лиц к взрывчатым веществам.
ломы, древесной стружки и т. п. запрещается. Высота штабеля баллонов — не более 5 рядов и не свыше 1,5 м. В штабеле не должно быть более 50 баллонов. Допускается укладка баллонов в вертикальном положении, если они установлены в ящик или клеть.
Баллоны закрепляют так, чтобы исключалось любое движение их в любом направлении. На них нельзя грузить никакой другой груз.
Сосуды с жидкими охлажденными газами требуют обращения с ними с особой осторожностью. Их устанавливают в вертикальном положении в станках и прочно закрепляют. Не допускается их опрокидывание или наклонение. Ядовитые газы подклассов 2.2 и 2.4 перевозят только на палубе грузовых судов и укладывают вдали от жилых служебных помещений и пищевых продуктов.
Укладка баллонов с газами на палубе разрешается в том случае, если: на палубе есть открытые места, подходящие для подобной укладки судно имеет достаточную высоту борта или фальшборт, обеспечивающие защиту крепления груза от механического воздействия морской воды.
легковоспламеняющиеся газы категорий 2.2 и 2.3 можно расположить на расстоянии не менее 7,5 м от других опасных грузов.
Баллоны с легковоспламеняющимися газами категорий 2.2 и 2.3 запрещается укладывать на палубе над трюмами, в которые погружены опасные грузы любого класса, кроме класса 6.1 — Ядовитые вещества и класса 9 — Вещества с относительно низкой опасностью. Баллоны, содержащие любой газ, запрещается укладывать над трюмами, в которые погружен уголь.
При укладке на палубе баллоны должны быть защищены от прямых солнечных лучей с помощью конструктивных сооружений или навесов. Брезент, покрывающий баллоны и соприкасающийся о ними, не считается соответствующей защитой.
Емкости с легковоспламеняющимися жидкостями укладывают на палубе на настилы из досок следующим образом.
Бочки устанавливают пробками вверх, в один ярус, правильными рядами. Бочки каждого ряда должны быть настолько хорошо закреплены, чтобы полностью была исключена возможность их смещения или ударов одной о другую. Бидоны устанавливают плотными рядами высотой не более двух ярусов и закрепляют так, чтобы они не могли сместиться. Стеклянные бутыли перевозят только на палубе, устанавливая их в наиболее свободных от проходов и производства работ местах и закрепляя с боков и сверху досками.
Перевозимые на палубе емкости с легковоспламеняющимися жидкостями укрывают брезентом или кошмой, все время поддерживаемыми во влажном состоянии.
Опасные грузы класса 5, перевозимые в бумажных мешках (аммиачная селитра и удобрения, содержащие нитрат аммония), укладывают в грузовых помещениях судна следующим образом:
- мешки укладывают от борта до борта вплотную к рыбинсам;
- между поперечными переборками и грузом составляют свободное пространство шириной 45 см;
- вдоль судна у диаметральной плоскости от переборки до переборки на всю высоту трюма составляют проход шириной 45 см. Такой же проход составляют поперек трюма в средней его части от борта до борта;
- между верхним рядом мешков и нижними кромками бимсов составляют пространство не менее 45 см;
- для образования устойчивых, стенок штабелей, образующих проходы, мешки укладывают вперевязку (тройником, пятериком и т. п.);
- в каждом углу люка или под каждым вентилятором устанавливают вертикальные вентиляционные колодцы до самого днища сечением 35X35 см.
Места с едкими и коррозионными жидкостями укладывают таким образом, чтобы была возможность их осмотра со всех сторон. Эти грузы в любой таре, перевозящиеся на палубе, должны быть так уложены, чтобы в случае утечки жидкость стекала только за борт судна через забортные шпигаты и не могла попасть на любые другие грузы. Нельзя допускать, чтобы жидкость попадала в трюм или закрытую, осушительную систему. Если их нельзя так уложить, то необходимо насыпать под нижний ярус груза и вокруг него слой чистого сухого песка, достаточный для поглощения любой утечки.
Едкие и коррозионные жидкости нельзя укладывать над люковым пространством.